С. Махонин, выпускник Тобольской Духовной семинарии
В данной работе мы попытались рассмотреть последствия
первородного греха как испорченности человеческой природы, произошедшей из-за
грехопадения первых людей. Нужно заметить, что перечень последствий первородного
греха далеко не полон; и говоря об этих последствиях, автор имел своей целью не
подробный разбор и описание их, а установление связи их с первородным грехом и
грехопадением с помощью свидетельств Священного Писания и Священного Предания.
Рассматривая эти свидетельства мы увидели, что грех
возник в мире ангельском, и появление его было «неизъяснимым отступничеством»
как на небе, так и при появлении его на земле после падения денницы, и обольщения
им первых людей, потому что никто не принуждал человека сотворить грех, как и
сейчас человек, хотя и помрачен, но имеет возможность сознавать грех как зло и
неестественность. Излагая историю появления зла во вселенной, мы пытались показать,
во-первых, неестественность разделения на добро и зло в человеке как образе
Бога, объединяющем в себе высший ангельский мир с вещественным миром.
Во-вторых, мы пытались проследить, как эта неестественность проявилась в
изменении природы человека, а через него всего остального творения. В-третьих,
мы пытались с помощью православного учения доказать неуничтожимость человека
как творения Божия, на основании изучения последствий первородного греха, а
также невозможность человека собственными силами восстановить потерянное им в
результате грехопадения и многовекового наследственного укоренения и развития
греха в человечестве.
Уяснение последствий первородного греха открывает
перед нами более полно необходимость спасения каждого человека и всего человечества.
В результате грехопадения человек, а с ним и вся тварь, призванные к обожению,
стали удаленными от Бога бесконечным расстоянием, отделяющим тварь от Творца,
как говорит св. Иоанн Дамаскин.
По словам профессора В.Н.Лосского, «после грехопадения
встают два препятствия, делающие это расстояние непреодолимым: грех сам по
себе, который лишает природу человека способности воспринимать благодать, и
смерть – завершение падения, ввергающая человечество в состояние противоестественное».
Грехопадение также порождает такое явление в
человеческой природе как первородный грех, или наследственная испорченность
этой природы греховностью. Эта испорченность как неестественное состояние
вызывает на себя гнев Божий. Последствия первородного греха, а именно:
смертность, греховность и тленность душевно-телесного состава человека,
связанные между собой, еще больше увеличивают падшее состояние человека и удаляют
его от Бога. Человек оказывается замкнутым на своей личности, не имеющей в себе
источника жизни, поскольку существование и полнота жизни человека как твари
обусловлены его общением с Творцом. Таким образом, «после утраты райского
состояния человек уже объективно не может достигнуть конечной цели»,
ради которой он был сотворен. В новом состоянии небытия и смерти он находится в
положении мучительной пассивности, сопровождающейся душевными и физическими
страданиями, неестественными для человека, сотворенного для блаженства.
Величайшим из этих страданий является мучительное ощущение оторванности
человека от Бога и осознание невозможности воссоединения с Ним без особой
сверхъестественной помощи.
Однако не сами последствия первородного греха как
средства истребления греха являются злом, а грех, отделяющий человека от Бога.
Эту мысль подчеркивает в своем труде «Православное учение о спасении»
архиепископ Сергий (Страгородский). «Поскольку жизненная цель человека не
самоуслаждение, не личное счастье, а святость… тогда … и злом в собственном смысле
для него будет не отсутствие личного счастья, не страдание, а отсутствие
святости, греховная враждебность по отношению к Богу и его святому царству…»
Здесь нужно отметить, что тема последствий
первородного греха тесно связана с происхождением зла во вселенной и с темой
спасения. Без усвоения причин существования зла невозможно понять сущности
грехопадения, а без этого невозможно понять величины преступления человека и
соотнести с ней степень наказания. Кроме того, очевидно, что без изучения
причин первородного греха невозможно изучать и его последствия.
Как мы уже сказали, знание последствий первородного
греха необходимо для того, чтобы лучше уяснить православное учение о спасении,
так как, не зная, от чего мы должны спасаться, мы и не захотим спасаться. Представление
же обо всей глубине нашего падения и его последствиях и невозможности спастись
своими силами заставляет нас проявлять ревность об усердном искании этого
спасения. Это представление приводит нас
к мысли о величайшей значимости для каждого из нас искупительного подвига
Господа нашего Иисуса Христа; и заставляют нас принять христианство сознательно
и всем своим существом, и также сознательно избегать всякого ложного учения.
Здесь Вы можете прочесть и скачать всю статью:
ПРАВОСЛАВНОЕ УЧЕНИЕ О ПОСЛЕДСТВИЯХ ПЕРВОРОДНОГО ГРЕХА